Внесение изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Государственная Дума РФ в первом чтении приняла проект федерального закона № 421531-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.
Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Свободный Оценочный Департамент» считает, что законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» противоречит самой сути понятия оценочной деятельности как профессиональной деятельности физических лиц.
Законопроект недостаточно проработан, содержит глубокие противоречия:
1. Законопроект предлагает введение института саморегулирования юридических лиц (оценочных компаний) наряду с саморегулированием оценщиков - физических лиц.
Считаем такой подход нелогичным, противоречащим концепции саморегулирования и основам профессиональной оценочной деятельности. Отчеты об оценке составляются физическими лицами – оценщиками, оценочная компания как субъект не составляет отчеты об оценке и не подписывает их. Оценочная компания является лишь стороной по договору на проведение оценки.
Двойственное саморегулирование (физических лиц и оценочных компаний) приведет к негативным последствиям: введет потребителей услуг в области оценочной деятельности в заблуждение относительно субъекта ответственности (выбора обращения СРОО, кто будет нести ответственность: оценщик или оценочная компания); уходу с рынка профессиональных оценщиков и заменой их коммерческими организациями, занимающихся предпринимательской деятельностью и прочее.
2. Предлагаемый механизм ответственности оценщиков и оценочных компаний на практике не сможет быть реализован, так как законопроект не предусматривает разграничения ответственности: договор заключает оценочная компания, а оценку проводит оценщик, при этом эти субъекты состоят в разных СРОО. Не описан страховой случай для оценочной компании, наступление которого является обязательным условием для осуществление выплаты из компенсационного фонда.
3. В статье 24.1.1 «Приостановление членства в саморегулируемой организации оценщиков» говорится о лицах «… замещающие должности в составе постоянно действующих коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций оценщиков; лица, осуществляющие функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций оценщиков.. ». Однако не понятно, членство данных лиц должно быть приостановлено в обязательном порядке или в добровольном. Обязательное приостановление членства членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРОО недопустимо.
4. В статье 24.3 предполагается, что контроль за членами СРОО может проводиться соответствующим структурным подразделением СРОО, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, имеющих высшее образование и сдавших единый квалификационный экзамен. Необходима конкретизация данного экзамена: подразумевается экзамен для членов Экспертного совета или экзамен будет специально ориентирован на работников контрольных подразделений СРОО. Возникает вопрос в целесообразности введения обязательного экзамена для данной категории лиц, так как контрольные органы СРОО при необходимости всегда могут обратиться к экспертам своей СРОО для получения мотивированного заключения по вопросам плановой/внеплановой проверки.
5. Из содержания статьи 22 не понятно, сможет ли действующая СРОО принимать в свои члены юридические лица, либо должны быть созданы отдельные СРОО юридических лиц без членства лиц физических.
6. Предлагается ввести обязательное членство всех СРОО в Национальном совете по оценочной деятельности с возможностью предоставления совещательного голоса тем СРОО, которые не готовы платить членские взносы. Существующая редакция ст. 24.10 предполагает возможные отказы в принятии в члены НСОД новых СРОО.
Источник: www.srosvod.ru